Диана, римская богиня охоты
Диана была римской богиней охоты, покровительницей первозданной природы и лесных животных. На ее образ существенное влияние оказал культ греческой богини Артемиды.
Обществу смертных и богов Диана предпочитала уединение лесов в окружении нимф и лесных существ. Мастерски владея луком, Диана была величайшей из охотниц. Несмотря на ухаживания поклонников и потенциальных любовников, она сохранила девственность, на всю жизнь оставшись невинной девой. Диана также ассоциировалась с подземным миром и лиминальными зонами – границами, отделяющими живых от мертвых и дикую природу от цивилизации. Хотя она была римской богиней, значительная часть мифологии и личности Дианы основывается на мифологии Артемиды, греческой богини охоты и природы.
Изначально почитаемая доримским народом Италии, со временем Диана стала более эллинизированной. Она была включена в римский пантеон примерно в VI веке до нашей эры. В римской религии Диана была известна как Диана Триформис, или триединая богиня, олицетворяющая богиню охоты, Луны и подземного царства. Она также входила в триумвират богов вместе с Эгерией, водной нимфой, и Вирбием, лесным богом. Одинаково обожаемая как мужчинами, так и женщинами, Диана считалась покровительницей охотников и защитницей девственниц.
Этимология
Имя «Диана» (известное в древнелатинском языке как Яна, а в позднелатинском как Диана) происходит от протоиндоевропейского dyeu-, означающего «сиять» или «излучать свет». Производными от этого же корня являлись греческое слово theos, латинское deus, персидское daiva, и санскритское слово deva, все они имели значение «Бог». Другие производные – латинское слово dies, означающее «день», и diurnal, которое переводится как «дневной свет». Отождествление Дианы с божеством и дневным светом указывает на то, что поклонение ей в Италии имеет долгую историю, уходящую своими корнями по крайней мере в первое тысячелетие до нашей эры, если не дальше.
На протяжении веков Диана была известна под многими именами. Тройственность ее природы подчеркивали имена Диана Триформис и Диана Тривия. Ее также называли Диана Небесная – распространенный титул для членов римского пантеона. И наконец, Диана Неморенсис, или «Диана из леса». Это божественное воплощение представляло собой италийскую версию Дианы, фигуры, эллинизированную римлянами под влиянием Артемиды.
Атрибуты
Вооруженная луком и золотыми стрелами, Диана бродила по диким местам в поисках приключений и возможности поохотиться. Чаще всего она была одета в хитон - короткую тунику, какую обычно носили мужчины, так как это позволяло ей свободно передвигаться по лесу. Диана также носила плащ, сапоги и пояс с украшенной драгоценными камнями пряжкой. В некоторых источниках говорится, что она была одета в пурпурные одежды.
Хотя Диана часто предпочитала одиночество, иногда она искала общества лесных и водных нимф, таких, как ее спутница Эгерия.
Семья
Диана была дочерью верховного бога Юпитера и титаниды Лето (в римских источниках – Латоны). Ее братом-близнецом был бог Аполлон, олицетворяющий собою мудрость, справедливость и правопорядок. У Дианы было огромное количество сводных братьев и сестер, среди них были Марс – бог войны, Вулкан – бог огня и покровитель кузнечного ремесла и Ювента – богиня молодости и юности.
Мифология
Мифический образ Дианы во многом был позаимствован из древнегреческих мифов об Артемиде. В отличие от других римских богов, большинство которых исчезло с распространением христианства, Диана осталась в народной культуре Европы в средние века и на заре Нового времени.
Рождение Дианы
Диана была зачата от связи Юпитера и Лето. Они полюбили друг друга и поженились, но, как это не раз случалось с Юпитером, вскоре он полюбил другую. Его новой женой стала его сестра Юнона, богиня семьи, брака и материнства. Юнона была очень ревнивой женой, затаившей злобу на любовниц своего мужа и их детей. Когда она узнала о беременности Лето, она решила сделать все возможное, чтобы помешать рождению ребенка, и даже призвала морское чудище по имени Пифон, приказав ему выследить ее.
Лето была вынуждена скрываться, покидая остров за островом в поисках убежища и защиты. Аполлон, находясь еще в утробе матери, посоветовал ей найти маленький таинственный остров Делос. Вскоре после того, как Лето поселилась на острове, у нее начались схватки. Когда жестокая Юнона поняла, что Лето вот-вот родит детей, она прибегла к последнему средству: заключила в тюрьму Люцину, богиню деторождения и акушерства, оставив Лето рожать без ее помощи.
В течение нескольких дней Лето металась в родовых муках. Несколько нимф услышали ее страдания и пришли ей на помощь, позволив наконец родить детей. Диана родилась первой. Едва покинув утробу матери, не по летам развитая Диана взяла на себя роль акушерки и приняла своего брата. Аполлон появился на свет облаченный в белое, сжимая в руке бронзовый меч. Близнецы были прирожденными лучниками и яростно защищали свою мать. Вместе Аполлон и Диана охотились на чудовище, называемое Пифоном, преследовавшие их мать. В конце концов им удалось заманить его в Дельфы, где он нашел свою гибель. Они осыпали зверя стрелами, пока не уничтожили его. Впоследствии пути близнецов разошлись: Аполлона ждала суета общественной жизни, Диану же – уединение лесов.
Диана и Актеон
Один из самых известных (и подлинных) мифов о Диане был рассказан римским поэтом Овидием в его поэме «Метаморфозы», шедевре первого века. Сюжет повествует нам о судьбе молодого Актеона, талантливого охотника, который в лесу со сворой гончих преследовал оленей. Охота удалась, день был жаркий, и Актеон привел своих собак к прохладному источнику на поляне густого леса. Не подозревая о появлении незваного гостя, Диана купалась в прохладных родниковых водах:
Был там дол, что сосной и острым порос кипарисом,
Звался Гаргафией он, — подпоясанной роща Дианы;
В самой его глубине скрывалась лесная пещера, —
Не достиженье искусств, но в ней подражала искусству
Дивно природа сама. Из турфов легких и пемзы,
Там находимой, она возвела этот свод первозданный,
Справа рокочет ручей, неглубокий, с прозрачной водою,
Свежей травой окаймлен по просторным краям водоема.
Актеон стал невольным свидетелем этой сцены, увидев обнаженную Диану в воде. Одновременно разгневанная, изумленная и смущенная, Диана потянулась за луком, но, передумав, плеснула на Актеона водой.
Хотела сперва схватить свои быстрые стрелы,
Но почерпнула воды, что была под рукой, и мужское
190 Ею лицо обдала и, кропя ему влагой возмездья
Кудри, добавила так, предрекая грядущее горе:
«Ныне рассказывай, как ты меня без покрова увидел,
Ежели сможешь о том рассказать!»
Это не было невинной шалостью или игрой кокетки. Напротив, заколдованная вода превратила Актеона в оленя, в мгновение ока лишив его человеческого облика. Оленья шкура покрыла тело, на голове выросли рога, но он все еще сохранял свой разум. К несчастью, собаки Актеона учуяли его новый запах и напали на него. Актеон бежал так быстро, как только мог, но собаки были быстрее; погоня длилась недолго, собаки загнали его.
Вот обернулся на зов, они же скорбят, что не с ними
Он и не хочет следить за успешной поимкой добычи.
Здесь не присутствовать он бы желал, но присутствует; видеть,
Но не испытывать сам расправы своих же свирепых
Псов. Обступили кругом и, в тело зубами вгрызаясь,
В клочья хозяина рвут под обманным обличьем оленя.
Диана в римской религии и вне ее
В римской религии Диане поклонялись как триединой богине: богине охоты, богине Луны и богине подземного мира. Она была тесно связана с лиминальными зонами, или перекрестками, и жила, как считалось, в священной роще у озера Неми в нескольких милях от Рима. Это место было центром поклонения, где верующие возносили молитвы Диане Неморенсис, или «Диане из лесов Неми». Поклонение Диане также происходило в ее огромном храме на Авентинском холме, который предположительно был построен в VI веке до нашей эры легендарным царем Туллом Гостилием. Храм располагался рядом с римским померием. Отметим, что померий являлся сакральной (и лиминальной) границей, обозначавшей священные пределы города Рима и отделявшей его от других территорий, принадлежащих Риму.
Диану чествовали во время праздника Неморалии, отмечавшегося первоначально в ее священной роще в Неми. Но по мере роста империи фестиваль стал проводиться и в других частях страны. Праздник длился три дня и три ночи, люди несли факелы и поклонялись Диане, оставляя таблички с молитвами в священных диких местах – в водоемах, рощах и лесах.
В отличие от многих других богов римского пантеона, поклонение Диане не прекратилось и с приходом христианства, культ ее продолжал существовать в народных верованиях сельских общин. Итальянский историк Карло Гинзбург назвал почитателей культа этой богини членами «Общества Дианы» и предположил, что в Европе раннего Нового времени их называли ведьмами.
Диана в массовой культуре
Поклонение Диане существует и по сей день как в современной, так и в дианической Викке. В этих исключительно женских традициях Диана считается покровительницей природы и почитается как источник мудрости, символ плодородия и возрождения.
Представление о богине сохранилось также в образе Артемиды или Дианы – молодой девушки, часто предпочитающей уединение, которая смело преступает моральные и физические границы. Девушка, обладающая огромной внутренней силой, отчаянно борется за торжество справедливости. Китнисс Эвердин, героиня романов Сьюзен Коллинз «Голодные игры», является одним из последних примеров такого архетипа в жизни.